mongo_13 (mongo_13) wrote,
mongo_13
mongo_13

Category:

Магритт

Знаете, в дешевых ток-шоу (или дорогих), или в рекламах каких-нибудь диетических продуктов любят ставить две фотографии рядом, подписав «до» и «после» - там такая очевидная разница, что порой кажется это разные люди – так мне сегодня показалось, что это не я писала свой текст. Дорогие читатели, пишущие куда-либо (спасите меня, возьмите на работу) – ваши тексты тоже, бывает, не просто режут, а переписывают как будто заново? Я, честно, смеялась над собой, хотя, наверное, это больше повод для грусти, чем для улыбок. Текст о выставке литографий Магритта.

Прекрасн
"Прекрасная пленница"


ДО

В начале октября в Культурно-историческом центре открылась выставка литографий «Рене Магритт. Вероломство образов» – сочетание несочетаемого, загадочное и очевидное, обыденное и непривычное.

Это не яблоко. Это не трубка. Возможно, это не Рене Магритт. Нельзя быть ни в чем уверенным – если уж на то пошло – когда просто входишь в культурно-исторический центр. Но когда на входе встречает огромное черное яблоко, огромный котелок, огромная трубка, основные, иначе говоря – самые узнаваемые, образы и представления с картин Магритта, пол под ногами качается. Потом – вместе с голубями – пропадает вовсе.

Если по порядку, то Рене Магритт, бельгийский художник, работающий в направлении сюрреализма, родился еще в девятнадцатом веке, захватив из него только два года и умерший в 1967. Это первое, чему удивляешься: обычно люди ассоциируют с живописью первой половины двадцатого века совсем другое. Кажется, будто он писал много позже. Теперь его картины печатают на учебниках, а студенты его любят особенной любовью. Выставка в Красноярске названа по самой, пожалуй, знаменитой картине – «Вероломство образов». Под изображением курительной трубки сделана надписать: «это не трубка». Принято считать, что это верно: на картине действительно не сама трубка, а лишь ее образ. Так называемое «современное искусство» потом исправит эту «оплошность» и притащит в музеи не только трубки. Но до тех пор и после, трубка, которая вовсе не трубка, заставляет фыркать и смеяться, видеть непривычное в привычном. Разглядывать обыденные вещи и удивляться. Все, что хотел сам Магритт.

В светелке КИЦа – около пятидесяти литографий из частных коллекций, это практически все из существующих сегодня. Литография представляет собой одну из распространенных графических техник, когда при печати краска переносится с плоской формы на бумагу. Все литографии Магритта цветные, и цвет неба, травы, людей имеет такое же важное значение, как их образ. Природное пересекается с человеческим, меняясь кроме цвета еще и смыслом. Корабль, не просто раскрашенный как вода под ним, но – сам из воды. Огромное толстое дерево, а внутри – дом. Одна из наиболее характерных литографий, «Прекрасная пленница», на первый взгляд почти самая легкая. На ней пейзаж, слева дерево, в правой стороне – несколько домов с красными крышами. Часть из них – это не сами дома, а изображения домов на холсте, который стоит на мольберте внутри картины. Картина в картине. Продолжения по обе стороны от холста – дома и зелени – обманывают или подсказывают, что за рисунком именно то, что на нем изображено. Только вот литография называется «Пленница», а в сторону от домов уходит человек в котелке. Может быть, там, за мольбертом, что-то совсем другое. Человеческое отчаянно врывается в ландшафт; в свою очередь – картины врываются во что-то обыденное, например, в то, как человек ведет под уздцы лошадь с повозкой.

Конечно, на этой выставке вообще ничего не понятно. При этом простые и узнаваемые образы, где-то уже использованные – после Магритта – приоткрывают глаза. Иногда на стенах встречаются еще и цитаты художника. Они что-то объясняют о методах, картины же не нуждаются в объяснениях. Объяснять огромного прозрачного голубя, который пропускает через себя сероватое небо и мы видим его облачно-голубым, не нужно. Это все равно не голубь. На следующей литографии – это не ваза с цветами. Мы точно уверены только в том, что там везде перед нами (не) Рене Магритт.
Выставка будет работать до 2 декабря, ежедневно (кроме понедельника), с 11:00 до 19:00, а в четверг с 13:00 до 21:00.

ПОСЛЕ

Это не яблоко. Это не трубка. Нельзя быть ни в чём уверенным, если дело касается картин Рене Магритта. Можно сказать с уверенностью только то, что в Культурно-историческом центре открылась выставка литографий «Рене Магритт. Вероломство образов». И красноярцы могут познакомиться с его работами, узнать, как мастер сочетает несочетаемое, загадочное и очевидное, обыденное и непривычное.

Рене Магритт - бельгийский художник-сюрреалист. Несмотря на то, что он родился в конце девятнадцатого века и пик его творческой активности пришёлся на первую половину двадцатого, его работы невероятно актуальны до сих пор. Произведения будто написаны художником XXI века. Отстранённость, остроумие, поэтичность и загадочность полотен Магритта влекут к себе, словно магнит. Сегодня он классик, репродукции его картин печатают в учебниках.

Выставка, открывшаяся в Красноярске, названа по самой, пожалуй, знаменитой картине - «Вероломство образов». Под изображением курительной трубки надписать: «Это не трубка». Принято считать, что это верно: на картине ведь действительно не сама трубка, а лишь её образ. Позже представители современного концептуального искусства исправит эту «оплошность», и в музеях появятся настоящие курительные трубки и прочие реальные вещи. Но трубка Магритта, которая вовсе не трубка, всё же заставляет зрителей улыбаться и видеть непривычное в привычном, разглядывать обыденные вещи и удивляться. Все, что хотел сам Магритт.

В КИЦе представлено около пятидесяти литографий из частных коллекций - это практически все из существующих на сегодняшний день. Литография представляет собой одну из распространённых графических техник, когда при печати краска переносится с плоской формы на бумагу. Все литографии Магритта - цветные. Цвет бельгийского сюрреалиста имеет такое же важное значение, как и изображённые образы. Природа сливается с человеком и наоборот. Корабль не просто раскрашен как вода под ним, но - сам часть водной глади. А вот огромное толстое дерево, а внутри - дом. Или возьмём литографию «Прекрасная пленница». Когда слышишь название, ожидаешь, например, увидеть прекрасную девушку в заточении. Но это совсем не так. Картина и название не соответствуют друг другу. Но в этом и соль: название - и подсказка, и подтекст к изображению. Вместо пленённой дамы на картине пейзаж. Слева - дерево крупным планом, в правой стороне - несколько домов с красными крышами. Только часть из них - это не сами здания, а изображение домов на холсте, который стоит на мольберте внутри картины. Это - картина в картине. Продолжения по обе стороны от холста - домов и ландшафта - обманывают или подсказывают? И кто точно может сказать, что за мольбертом именно то, что на нём изображено? Может быть, там что-то совсем другое. И кто здесь пленник: картина или природа, которую рисуют.

Рене Магритт - несмотря на то, что изображает обыденные вещи, художник непростой. В своих произведениях он пытается сказать нам, что мир сложнее, чем нам кажется. Но главное - Магритт заставляет думать. Иногда на стенах встречаются цитаты художника. Они что-то объясняют, но мне кажется, картины нуждаются не столько в пояснениях, сколько в размышлениях самого зрители. Пускай он сам расскажет себе, почему через прозрачного голубя пасмурное серое небо видится облачно-голубым.

http://www.gornovosti.ru/tema/kultur-prospekt/a-nu-ka-otgaday30154.htm

(все, кто дочитал до конца – вы герои – спасибо вам)
Tags: КИЦ, выставки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments