mongo_13 (mongo_13) wrote,
mongo_13
mongo_13

Category:

Бальтюс

Помните, как я пыталась анализировать Гойю? Теперь – картина Бальтюса «Игра в карты». В этот раз постараюсь коротко и иллюстративно.


Бальтюс, Игра в карты
«Игра в карты»
1948-1950гг.

1. На столе стоит свеча, то есть источник света, но при этом она не горит, а собственно источник находится на спиной мужчины: об этом свидетельствуют отбрасываемые тени, его затемненное лицо и ярко светящаяся одежда девушки (и половина лица).

2. Очень геометричная картина: стена разделена горизонтальной линией, мужчина тоже почти из ровных полос.

3. Пространство неглубокое, фон ровный.

4. Девушки у Бальтюса – это отдельная тема для исследований, не поленитесь загуглить, например, «Урок гитары» или «Белая юбка». Здесь – девушка-ангел, невинная, открытая, вся в белом, при этом у нее голые ноги, пусть до колен. Сам Бальтюс о своих женских персонажах говорил так: «Ангел с небес или другого идеального места, которое внезапно открылось и прошло через время, оставляя след изумления и очарования, просто икона».

5. Мужчина (так буду называть, хотя мне думается, что изображены подростки) находится в положении стрелы, устремленной к девушке. За спиной держит карты – шулер, хочет девушку обмануть.

6. Голова мужчины изображена в форме сердца, его красная одежда продолжает тему и потому кажется, будто он не только играет в карты, он сам – изображение на карте.

7. Несмотря на то, что есть общее движение, сюжет – персонажам свойственна застылость. Их рты закрыты, взгляды застыли, время остановилось. Ореол тишины и глубины, как будто все загипнотизировано.

Оказалось, что Бальтюс цитировал (так и осталось неясным, что именно из списка). Он был очень заинтересован Сезанном; в другом источнике сказано, что картина появилась после знакомства с Латуром. В свою очередь ничего этого не было бы, если бы не Караваджо. Дальше по хронологии, название-автор-год при наведении курсора.

Караваджо, Игроки в карты, 1594

Жорж деЛатур, Шулер с бубновым тузом, 1635

Поль Сезанн, Игроки в карты, 1898
* у Сезанна серия из 5ти картин про игроков в карты, начинается с группы людей, постепенно их становится двое. 

Где-то сказано, что смысл картины такой: Персонажи в костюмах разных эпох состязаются в перетягивании нити жизненной судьбы. Мне сложно судить о костюмах разных эпох, потому мне просто кажется, что вместо изображения шулерства или фортуны, победы, Бальтюс противопоставляет мужское и женское, где в девушке пробуждается женственность, а мужчина пытается ее каким-то образом обольстить. При этом за девушкой стул с такой высокой спинкой, что ей никуда не деться, даже проем загораживается (в отличии от стороны мужчины – там свобода). Потом я подумала, что раз девушка не девушка, а ангел, то и картина об этом. Человек как дьявол с одной стороны, с другой что-то божественное, про это взаимодействие картина. При этом я все равно вижу очевидные женские черты, например, платье, прически и общая любовь Бальтюса к девушкам не дает мне покоя. В общем, я не могу пока перейти на уровень смыслов, о чем эта картина, о результатах сообщу.


Tags: Бальтюс, картины, универ, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments